Ведение бизнеса нередко требует привлечения финансовых вложений. При этом некоторым предпринимателям не удается решить эту проблему самостоятельно.
В таком случае приходится брать кредит в банке или заем в финансовой организации или у деловых партнеров. Стоит узнать, что они собой представляют и как осуществляется их учет.
Значение термина
Учет кредитов и займов является процедурой, регулируемой правилами бухгалтерского учета. Цель получения заемных средств может быть разной: приобретение нового оборудования, обновление производственных фондов или погашение уже имеющихся задолженностей.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Порядок учетного отражения кредитов и займов будет отличаться в зависимости от цели, срока и условий получения ссуды.
Что такое кредит и займ, их виды
Кредитом является система экономических отношений между физическими и юридическими лицами, которые возникают в процессе передачи денег или имущества во временное пользование.
При этом присутствуют условия по возврату, срочности и оплате процентов. Порядок выдачи и погашения долга регулируется кредитным договором, который составляется с соблюдением законодательных норм.
В зависимости от целей и срока применения средств различают следующие виды кредитов:
- Банковский. Предоставляется банками на условиях возвратности и уплаты установленной процентной ставки.
- Государственный. В данном случае государство выступает заемщиком или кредитором в кредитных отношениях.
- Вексельный. Долг, выдаваемый держателям векселей, а также покупателям продавцом.
- Ипотека. Представляет собой ссуду под залог объекта недвижимости.
- Коммерческий. Кредит, который получает покупатель от продавца в качестве отсрочки платежа.
- Краткосрочный. Договор заключается на срок не более одного года.
- Долгосрочный. Договор заключается на срок, превышающий один год.
Займом является договор, определяющий, что заимодавец передает деньги или имущество заемщику в собственность или распоряжение с условием их возврата с уплатой или отсутствием уплаты процентов.
Участниками сделки могут быть любые граждане и организации за исключением банковских учреждений. Займы также как и другие виды заимствования средств делятся на виды в зависимости от срока их возврата.
Краткосрочные ссуды берутся на время не более одного года. Они являются наиболее распространенными. Среднесрочные займы выдаются на срок от одного до шести лет, а на большее время – долгосрочные.
Видео: Основы учетов
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет долгов на предприятии регулируется ПБУ 15/2008. Согласно этому правилу необходимо отдельно отражать:
- основную сумму заемных средств;
- затраты по кредиту или займу;
- проценты, уплачиваемые использование заемных средств;
- дополнительные расходы, направленные на его оформление или обслуживание.
План счетов предусматривает следующее:
- для расчетов краткосрочных кредитов и займов необходимо использовать счет 66;
- для долгосрочных – счет 67.
Также следует предусматривать специальные субсчета, дабы получить отражение основной суммы ссуды и процентов по ней. Например, в счете 66-01 указывается основная сумма, а в 66-02 – проценты за использование.
Также доступно определение отдельных субсчетов для учета кредитов и займов. Кроме того это возможно для аналитического учета долгов, которые были получены в иностранной валюте. Каждый из субсчетов конкретная компания разрабатывает для себя отдельно.

Где взять микрозайм без процентов на карту? Узнайте по ссылке.
Аудит
Аудиторская проверка учета операций по долгам предприятия проводиться с целью получения информации, которая подтверждает достоверность показателей, которые указаны в отчетности и отражают задолженность по взятым заемным средствам.
Аудитор обязана получить подтверждение того, что:
- кредит или займ является реальным и подкреплен соответствующей документацией;
- его получение было обоснованным;
- заемные средства используются по назначению;
- задолженности своевременно погашаются;
- проводиться аналитический и синтетический учет соответствующих операций.
Для осуществления аудиторской проверки информационной базой будет являться:
- договоры;
- учетная политика предприятия;
- первичные документы;
- бухгалтерская отчетность и проводки.
Нормативное регулирование
Предпринимателям, которые используют заемные средства, стоит знать нормативное регулирование по их учету. Основными нормативными правовыми актами является Гражданский кодекс и Налоговый кодекс РФ. Также учет расходов по кредитам и займам регулируется ПБУ 15/08.
Учет задолженности по полученным кредитам и займам
Задолженность компании представляет собой ее обязательства по кредитам и займам, которые были выданы заимодавцем. В процессе ведения бухгалтерского учета ее следует разделять на краткосрочную и долгосрочную. Кроме того задолженность делить на срочную и просроченную. Характеристику каждого из видов достаточно важно знать.
Краткосрочными являются задолженности, если срок их погашения не превышает один год. Долгосрочные обязательства имеют срок погашения более 12 месяцев. ПБУ 15/01 определяется, что срочной будет являться задолженность, срок погашения какой не наступил или был продлен.
Если данный срок истек до произведения выплаты, она будет просроченной. Заемщику доступно переведение долгосрочных обязательств в краткосрочные, если это предусмотрено учетной политикой организации.
Налоговый учет расходов
Порядок налогового учета используемых ссуд и процентов по ним отличается в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Составляющие | ОСН(метод начисления) | УСН(кассовый метод) |
Получение кредита или займа | Кредиты и беспроцентные займы не являются доходом | Не является доходом |
Погашение задолженности | Признаются расходом в налоговом учете на дату возврата заемных средств и последнее число каждого месяца их использования | Признаются расходом в налоговом учете на дату уплаты |
Проценты | В полной сумме признаются расходом за исключением случаев, когда имеют место контролируемые сделки. |
Методы совершенствования учета
Необходимо следить за изменениями в налоговом законодательстве, так как правительством достаточно часто проводятся совершенствования учета. С 1 января 2019 года по полученным ссудам проценты можно учитывать в полной суме в налоговых расходах.
Это можно рассматривать, как одно из лучших последних нововведений для предпринимателей.
Однако для учета процентов по кредиту или займу, расходы должны отвечать следующим обязательным требованиям:
- экономическая обоснованность;
- использование заемных средств на получение прибыли;
- надлежащее оформление всех документов.
Стоит отметить, что недопустимым является учет расходов по конкретному долгу, который был взят для выплаты дивидендов учредителям компании, так как средства не использовались с целью получения доходов.
ПБУ
ПБУ – стандарты бухгалтерского учета, применяемы в РФ. Выполняют функцию регламентирования порядка учета активов, обязательств и операций в хозяйственной деятельности. В обязательном порядке требуется соблюдать рекомендаций и требований в процессе составления бухгалтерской отчетности.
Порядок ведения бухгалтерского учета указывается в ПБУ 15/2008. С ним следует внимательно ознакомиться, прежде чем приступать к созданию отчетности.
Учет расходов
В учете доступно отражение расходов по кредитам и займам, которые включают в себя:
- проценты, начисленные за пользование заемными средствами;
- проценты по векселям и облигациям;
- дополнительные затраты, которые были направлены на получение и возврата долга;
- суммовые и курсовые разницы, которые относятся к ссудам, выраженным в иностранной валюте и образованным с момента получения заемных средств.
Порядок учета
Согласно ПБУ 15/01 допустимо включать в состав дополнительных затрат расходы, которые направлены на:
- предоставление услуг юридического и консультационного типа;
- совершением операций по копированию документов;
- проведение необходимых экспертиз;
- оплату налогов и сборов, которые установлены законодательством;
- пользование услугами связи;
- прочие затраты, направленные на получение кредита или займа.
Дополнительные расходы необходимо отражать в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Также доступен их предварительный учет в качестве дебиторской задолженности с последующим включением в состав затрат, произведенных в период погашения заемных обязательств.
Кредитование и целевое финансирование является важным инструментом в стимулировании развития экономики, поэтому оно нуждается в правильном бухгалтерском учете по практике.
Это позволит с высокой точностью определить материальное положение каждого предприятия, которое пользуется заемными средствами, а также проверить эффективность их применения и способы кредитования.

Где получить микрозайм до зарплаты на карту? Смотрите ответ на странице.
Какие МФО выдают микрозайм наличными? Рассказывается далее.
При грамотном ведении учета предприятие способно показать реальный размер задолженности. Это позволит руководителю принимать наиболее правильные решения, касающиеся изменению размеров и условий ссуд.
Также можно анализировать рентабельность привлеченных денежных средств. Правильное ведение учета позволит в будущем подобрать наиболее приемлемый метод привлечения денежных средств.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область -
- Санкт-Петербург и область -
- Регионы -
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.