Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-43-85 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-60-09 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
Главная / Займы / Государственный займ

Определение и классификация государственных займов

Чтобы иметь возможность бесперебойно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы, мобилизуя свободные средства субъектов хозяйственной деятельности и населения.

Для погашения государственных кредитов, как правило, используются средства бюджета или другие государственные заимствования.

Что это такое

Государственный займ – форма привлечения на оговоренный срок финансов в государственный бюджет. Среди всех разновидностей займов обособленное место занимают займы, где одной из сторон отношений выступает государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-43-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Чаще всего государству отводится роль заемщика, который с помощью кредитов привлекает дополнительные средства для полноценного выполнения всех своих функций.

При этом заимодателями могут выступать и юридические,  и физлица, инвесторы из других стран и непосредственно государства. Реже оно выступает в качестве поручителя для другого получателя ссуды или кредитора.

Государственный займ является элементом финансовой системы. Сложно найти страну, которая не нуждалась бы в дополнительных денежных вливаниях. Если поступлений от налогов, сборов и прочих доходов недостаточно, чтобы обеспечить расходную часть государственного бюджета, для покрытия его дефицита привлекаются финансы на условиях возврата.

Государственный заем восстановления и развитие
Фото: Государственный заем восстановления и развитие

Этот способ используется для покрытия дефицита бюджета наравне с эмиссией и является одним из основных. После окончания срока заимствования государство обязано выполнить взятые обязательства и вернуть кредитору долг и начисленные на него проценты. Общая сумма всех невыплаченных долговых обязательств и процентов формирует государственный долг страны.

Такие свойства государственного кредита, как срочная, платная, возвратная основа, целевой характер и наличие материального обеспечения некоторым образом делают его похожим на банковский кредит.

Но в отличие от коммерческой или банковской ссуды, предоставляемой для обеспечения текущих потребностей субъекта хозяйствования, государственному свойственны некоторые особенности:

  • он чаще всего выделяется на покрытие дефицита;
  • материальным обеспечением выступает все, принадлежащее стране имущество, которое составляет ее казну, что делает его более надежным в глазах займодателей;
  • целевой характер этого вида ссуды менее строг, чем коммерческого кредита;
  • источником погашения выступают налоги и другие кредиты, а не средства, полученные в результате ведения хоздеятельности;
  • приводит к сокращению в обращении денежной массы.

Видео: Долговое обязательство от государства

Виды

Государственные займы бывают нескольких видов, их классификация зависит от определенных признаков.

По месту эмиссии различают:

  • внешние (в валюте иностранных государств), кредиторами в этом случае выступают различные международные фонды, государства, их субъекты; муниципальные (заемщиком выступают объекты или субъекты РФ). Может оформляться в любой валюте. Кредитором также может быть любой субъект.
  • внутренние (рассчитываются и исполняются в национальной валюте);

 По сроку заимствования:

  • краткосрочные (до года);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет.

По субъектам кредитных отношений:

  • центральные органы власти;
  • территориальные.

По обеспеченности:

  • закладные (обеспечением выступает определенное имущество);
  • беззакладные (в качестве залога выступает все имущество территориального органа или страны).

Кроме этого государственный заем может подразделяться на:

  • выпускаемый без облигаций (безоблигационный);
  • беспроигрышный, где выигрывают все облигации на протяжении срока заимствования, как правило, это внутренний выигрышный заем;
  • беспроцентный;
  • процентный;
  • гарантийный;
  • межправительственный (затрагивает отношения между странами);
  • внутренний целевой заем;
  • «стриженый», где сумма обеспечения выше суммы займа

Государственные займы и ценные бумаги

Одним из наиболее популярных способов покрытия недостатка бюджетных средств выступает выпуск ЦБ. Кроме указанной цели, они также используются для покрытия нехватки денежной массы, носящей временный характер (кассовых разрывов), привлечения дополнительных средств для внедрения масштабных проектов или погашения долговых обязательств по другим госзаймам.

Виды ценных бумаг государственного займа РФ:

  • Внутренние;
  • Облигации государственного сберегательного займа, выпускаются правительством с 1995 года с целью финансирования государственного бюджета;
  • Государственные краткосрочные обязательства выпускаются Минфином, направляются на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
  • Облигации федерального займа (с 1995 г.) идут на покрытие бюджетного дефицита;
  • Бескупонные облигации банка России (Центробанка);
  • Государственные долгосрочные обязательства .
  • Внешние
  • облигации внутреннего государственного валютного займа, эмитент Правительство, средства направляются на выплаты по валютным счетам, которые были ранее заморожены;
  • еврооблигации. Как правило, выпускаются на предъявителя с размещением вне страны.

Условия выпуска еврооблигаций РФ в 1996 году. 

Срок размещения Доходность,% Объем эмиссии, дол. Размещение по цене от номинальной стоимости в %
5 лет 9% 1000000000 99,57

 Облигации и векселя

Госзайм может обеспечиваться следующими видами ценных бумаг:

  • облигациями;
  • векселями.

Облигации – обязательства погашения долга с четко оговоренными сроками и размером процентов, начисляемых за пользование кредитом.

Выпускаются облигации:

  • обезличенные – предназначены для покрытия дефицита бюджета;
  • целевые – для вложения в конкретный проект.

Держатели облигаций в любой момент могут вернуть свои средства, перепродав долговые обязательства третьим лицам.

Облигация обладает номинальной стоимостью, равной сумме долгового обязательства и курсовой (рыночной) ценой по которой она может быть продана. Чем выше доходность, надежность облигации, тем выше ее курсовая стоимость. В зависимости от условий выпуска ЦБ, погашение облигаций госзайма может производиться как в натуральной (имуществом), так и денежной форме.

простой векселей
Фото: простой векселей

Векселя или, как их принято называть, казначейские обязательства – это платежные обязательства, которые покрывают дефицит муниципального или государственного бюджета за счет начисленных процентных выплат по доходу.

Векселя чаще всего выпускаются с коротким (до 1 года) сроком действия, реже со средним сроком (до 5 лет).

Эмиссия

Государственные заимствования также классифицируются по праву выпуска (эмиссии):

  • местные;
  • государственные.

В кредитах, которые берет государство, эмиссию проводит центральное управление, а все поступления денежных средств по взятым обязательствам используются в государственном бюджете. Эмиссию при местных заимствованиях проводят местные организации и, средства, соответственно, поступают в местные бюджеты.

Эмиссия госзаймов может проводиться в таких формах:

  • наличной (выпуск облигаций и векселей);
  • безналичной (внесение записей на специальных счетах).

По соблюдению правил выплаты долга выпуск может быть с правом досрочной выплаты или без него. По методу эмиссии: принудительные, по подписке, добровольные. В настоящее время в Российской Федерации используется исключительно добровольный вид кредитования. Первые два были в ходу до 50-х годов XX века (в период, когда наша страна находилась на начальной стадии развития такого понятия, как госдолг).

 В Российской Федерации эмиссия государственных ценных бумаг определяется Федеральным Законом от 29.07.98 г. № 136 “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”.

 Рыночные и нерыночные

Ценные бумаги госзайма могут как иметь ограничения в обращении, так и не иметь их. В зависимости от свободы обращения, госзайм может быть:

  • рыночным;
  • нерыночным.

Ценные бумаги рыночных займов могут  перепродаваться после попадания в обращение. В государствах с хорошо развитой промышленностью их доля составляет 70% от общей суммы госдолга.

Нерыночные госзаимствования оформлены в такие фондовые инструменты, которые не могут попадать на рынок ЦБ вторично. Это значит, что инвестор может продать их только тому лицу, у которого приобрел – государству. Этот вид цб не имеет ценности на фондовых рынках, и выпускаются эмитентом с целью привлечения мелких кредиторов со стороны населения страны.

Выпуск нерыночных ЦБ в странах с развитой промышленностью составляет конкуренцию коммерческим банкам в части депозитной политики и является достойной альтернативой вложениям свободных денежных средств населением на счета частных финансовых учреждений.

Залоговые и беззалоговые

Государственный займ может оформляться на условиях наличия обеспеченности залогом или без такового. В качестве обеспечения в государственном залоговом заимствовании выступает все определенная часть имущества государства или его доход. Эта форма кредитования относится к стандартному способу заимствования, принятому в современной системе финансирования.

Беззалоговые займы не требуют предоставления обеспечения и, как правило, выдаются государством, обладающим высоким авторитетом, гарантирующим своевременные выплаты по взятым обязательствам.

Выплаты

 Формы осуществления выплат дохода по государственным займам могут быть:

  • процентные;
  • дисконтные;
  • выигрышные;
  • беспроигрышные;
  • нулевые (беспроцентные).

Также доход по ссудам может иметь смешанный характер (процентно-дисконтный, процентно-выигрышный). При процентном начислении дохода ставка может быть как плавающей, так и фиксированной. Плавающая ставка меняется исходя из ситуации на рынке финансов, в основном зависит от предложений по кредитам и спроса на них.

Фиксированный процент в одних случаях может сдерживать потенциальных инвесторов, желающих повышения ставки, а в других увеличивать расходы страны на выплаты по заемным процентам.

При выигрышной форме доход выплачивается после проведения тиража владельцам выигравших облигаций.

Дисконтная ссуда дает возможность стать владельцем ценным бумаг, заплатив цену ниже номинальной (скидочную), а погасить долговое обязательство по ее реальной стоимости, получив при этом доход с ценовой разницы.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом — комплекс мер, предпринимаемых государством и Центробанком, направленный на своевременное погашение обязательств и вознаграждений по ним.

К указанным мероприятиям относятся:

  • выплаты по займам, как внешним, так и внутренним;
  • отчисления займодателям;
  • предоставление гарантий;
  • изменение на более выгодные условия заимствования;
  • выпуск новых заемов и т.п.

Рефинансирование как метод управления может рассматриваться только при условии недостатка целевых средств. Чтобы результат от предпринимаемых мер имел положительный эффект, решения, принимаемые в процессе управления госдолгом, должны иметь как можно более взвешенный характер, основанные на всестороннем анализе долговых обязательств, их структурировании, реальной оценке экономической ситуации в стране и способности государства оплачивать свои расходы и долги.

Управление государственным долгом преследует такие цели:

  • экономические – эффективность использования заемных средств, минимизация расходов по обслуживанию кредитов и т.п.;
  • социальные – обеспечение финансирования программ, имеющих социальную направленность;
  • политические – поддержание политической системы и ее деятельности в стабильном состоянии;
  • обеспечение безопасности, так как несоизмеримо высокий уровень внешнего займа может повлиять на экономическую безопасность государства.

Государственные заимствования могут понадобиться не только экономически слабым государствам, но и странам с хорошо развитой, стабильной экономикой. Независимо от экономического положения, принятие решения об эмиссии зама требует всестороннего изучения, обоснования и проведения организационной подготовки.

Ее проведение включает создание на государственном уровне системы управления госдолгом в функции которой входит обслуживание займов, осуществление операций по принятым обязательствам их погашению и выплатам вознаграждений.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *